Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения"

Текущая и генеральная уборка пищеблоков в дошкольных образовательных организациях

      

Чистота – залог здоровья! Чистота всем нравится, да не у всех получается!

От содержания пищеблока во многом зависит безопасность питания детей.

Очень важно, чтобы уборка пищеблока проводилась постоянно, своевременно и по мере необходимости. Требования к уборке помещений пищеблока в образовательной организации регламентируются действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

В соответствии с п.п. 2.18, 2.19 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" и  п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" необходимо выполнять следующие мероприятия:

- уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования организации;

- в дальнейшем генеральную уборку следует проводить  не реже одного раза в неделю;

- ежедневную влажную уборку помещений проводить с применением дезинфицирующих средств;

- в производственных помещениях пищеблока образовательной организации ежедневно проводится влажная уборка всех контактных поверхностей с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- обеденные столы должны подвергаться уборке после каждого использования.

Для мытья столов используется специальная промаркированная емкость. В емкость с горячей водой 45°С наливается раствор моющего средства (например, «Прогресс», из расчета 5  мл на 1 л воды) и с помощью чистой ветоши, смоченной в моющем растворе,  столы тщательно промываются.  Затем столы промываются чистой горячей водой и протираются насухо.

Ветошь для мытья столов должна быть в каждом производственном помещении (горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, овощной цех и т.д.) и храниться в специально промаркированной таре. В емкости «Чистая ветошь» хранится чистая сухая ветошь. Ветошь для мытья столов может быть для многоразового использования, либо для одноразового использования.

  

 Генеральная уборка помещений пищеблока.


Для дезинфекции производственных столов для сырой продукции в конце рабочего дня используется промаркированная емкость, которая хранится в специально отведенном месте для хранения дезинфицирующих средств. Для дезинфекции столов  применяется разрешенное для этих целей дезинфицирующее средство. Рабочий раствор дезинфицирующего средства готовится в концентрации согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства.

Для дезинфекции столов может использоваться и метод орошения, который осуществляется раствором дезинфицирующего средства. При использовании распылителя типа «Квазар» распылитель должен быть промаркирован.

Через 30 минут после протирания или орошения столов дезинфекционным раствором столы промываются горячей водой с моющим средством, а затем промываются чистой водой и вытираются насухо.

В конце рабочего дня вся использованная ветошь для столов простирывается с использованием моющего средства «Прогресс», дезинфицируется путем замачивания в соответствующем растворе дезинфицирующего средства, например: 0,015% р-ре «Хлормисепт-Р» на 60 минут, затем ополаскивается чистой водой и просушивается.

Санитарная обработка полов пищеблока.

В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.

Для уборки каждой группы помещений (сырьевых цехов; горячего и холодного цехов; неохлаждаемых складских помещений; холодильных камер; вспомогательных помещений; санитарных узлов) выделяют отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную (красную) маркировку.

По окончании уборки, в конце смены весь уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушиваться и храниться в чистом виде.  Хранение уборочного инвентаря осуществляется в специально отведенном месте за пределами производственных помещений. Хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. Инвентарь для мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

Важно!!! Уборка полов осуществляется только влажным способом. Использование веников при уборке не допускается.

 Генеральная уборка помещений пищеблока.

Согласно п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 один раз в неделю необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

Этапы генеральной уборки пищеблока:

-приготовление уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;

- использование спецодежды, резиновых перчаток, при необходимости маски (респиратора);

- удаление отходов из помещения;

- отключение от сети холодильного и технологического оборудования и электроприборов;

- обеспечение свободного доступа к стенам и полу за ними (отодвигание столов);

- мытье  всех поверхностей шкафов, столов и оборудования с использованием моющих и дезинфицирующих средств;

 -мытье стен с использованием моющих и дезинфицирующих средств, с тщательной обработкой  мест, прилегающих к    выключателям, дверным ручкам, наличникам, раковине для мытья рук;

- мытье окон теплой водой с добавлением 1 столовой ложки нашатырного спирта на 1 литр воды или моющим средством для окон;

- обработка пространства за отопительными батареями и внутри них ершом, смоченным моющим и дезинфицирующим раствором;

- мытье полов дезинфицирующим раствором с добавлением моющих средств;

- смывание дезинфицирующего раствора  со всех поверхностей и оборудования чистой водой;

- расстановка мебели по своим местам;

-обработка  уборочного инвентаря;

-проветривание помещения в течение 30 мин;

Использование дезинфицирующих средств осуществляется строго в соответствии с инструкцией по применению  (с учетом концентраций раствора и экспозиции)!

Санитарная обработка емкости для отходов

Пищевые отходы на пищеблоке собираются в промаркированные ведра или специальную тару с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра или специальная тара независимо от наполнения очищается с помощью шлангов над канализационными трапами, промывается 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивается горячей водой и просушивается. 

С целью наименьшего загрязнения ведра или тары для отходов следует использовать одноразовые полиэтиленовые пакеты, которые следует вкладывать в ведра и накрывать их крышкой. После удаления отходов вместе с полиэтиленовым пакетом, ведро  обрабатывается в соответствии с санитарными требованиями.