Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Ассоциация предприятий социального питания в сфере образования и здравоохранения"

Текущая и генеральная уборка пищеблоков в дошкольных образовательных организациях

      

Чистота – залог здоровья! Чистота всем нравится, да не у всех получается! 

     От содержания пищеблока во многом зависит безопасность питания детей.
    Очень важно, чтобы уборка пищеблока проводилась постоянно, своевременно и по мере необходимости.
    Требования к уборке помещений пищеблока в детском саду регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами. 

Санитарная обработка производственных столов

   СанПин 2.4.1.3049-13 ,п.13.17. Рабочие столы на пищеблоке и столы в групповых после каждого приема пищи моют горячей водой, используя предназначенные для мытья средства (моющие средства, мочалки, щетки, ветошь и др.). В конце рабочего дня производственные столы для сырой продукции моют с использованием дезинфицирующих средств.

…, ветошь для протирания столов после использования стирают с применением моющих средств, просушивают и хранят в специально промаркированной таре.
         Ветошь для мытья столов должна быть в каждом производственном помещении (горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, овощной цех и т.д) и хранится в специально промаркированной таре. В емкости «Чистая ветошь» хранится чистая сухая ветошь.  Ветошь для мытья столов может быть для многоразового использования, либо  для одноразового использования.

       Для мытья столов используется специальная промаркированная емкость, которая хранится в специально отведенном месте за пределами производственного цеха и  используется по мере необходимости. В емкость с горячей водой 45С наливается раствор моющего средства ( например, «Прогресс» , из расчета 5  мл на 1 л воды) и с помощью чистой ветоши, смоченной в моющем растворе,  столы тщательно промываются.  Затем столы промываются чистой горячей водой и протираются насухо.

       Для дезинфекции производственных столов для сырой продукции в конце рабочего дня используется  промаркированная емкость, которая хранится в специально отведенном месте для хранения дезинфицирующих средств. Для дезинфекции столов  применяется  разрешенное для этих целей дезинфицирующее средство. Рабочий раствор дезинфицирующего средства готовится в концентрации согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства.
     Для дезинфекции столов может использоваться и метод орошения, который осуществляется раствором дезинфицирующего средства. При использовании распылителя типа «Квазар» распылитель должен быть промаркирован.
      Через 30 минут после протирания или орошения столов дезинфекционным раствором столы промываются горячей водой с моющим средством, а затем промываются чистой водой и вытираются насухо.
       В конце рабочего дня вся использованная ветошь для столов простирывается с использованием моющего средства «Прогресс»  и кипятится течении 20 минут в промаркированной емкости («Емкость для кипячения ветоши ), затем ополаскивается чистой водой и просушивается.

        Санитарная обработка полов пищеблока.

 СанПин 2.4.1.3049-13, п.13.19. В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.

  

        Для уборки каждой группы помещений (сырьевых цехов; горячего и холодного цехов; неохлаждаемых складских помещений; холодильных камер; вспомогательных помещений; санитарных узлов) выделяют отдельный промаркированный уборочный инвентарь. Инвентарь для мытья туалетов должен иметь сигнальную (красную) маркировку.

         По окончании уборки, в конце смены весь уборочный инвентарь должен промываться с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушиваться и храниться в чистом виде.  Хранение уборочного инвентаря осуществляется в специально отведенном месте за пределами производственных помещений. Хранение уборочного инвентаря в производственных помещениях не допускается. Инвентарь для мытья туалетов должен храниться отдельно от другого уборочного инвентаря .

         Важно! Уборка полов осуществляется только влажным способом. Использование веников при уборке не допускается.

  

 Генеральная уборка помещений пищеблока.


СанПин 2.4.1.3049-13, п.13.19… Один раз в месяц необходимо проводить генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.

СанПин 2.4.1.3049-13, п.17.6. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью).

           Этапы генеральной уборки пищеблока :

-приготовление уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств;

- использование специальной спецодежды, резиновых перчаток, при необходимости маски (респиратора);

- удаление отходов из помещения ;

- отключение от сети холодильного и технологического оборудования и электроприборов;

- обеспечение свободного доступа к стенам и полу за ними (отодвигание столов);

- мытье  всех  поверхностей шкафов, столов и оборудования с использованием моющих и дезинфицирующих средств;

 -мытье стен с использованием моющих и дезинфицирующих средств, с тщательной обработкой  мест, прилегающих к    выключателям, дверным ручкам, наличникам, раковине для мытья рук;
- мытье окон теплой водой с добавлением 1 столовой ложки нашатырного спирта на 1 литр воды или моющим средством для окон;
- обработка пространства за отопительными батареями и внутри них ершом, смоченным моющим и дезинфицирующим раствором;

- мытье полов дезинфицирующим раствором с добавлением моющих средств;

- смывание дезинфицирующего раствора  со всех поверхностей и оборудования чистой водой;

- расстановка мебели по своим местам;

-обработка  уборочного инвентаря;

-проветривание помещения в течение 30 мин;

          Использование дезинфицирующих средств осуществляется строго в соответствии с инструкцией по применению  (с учетом концентраций раствора и экспозиции)!

  Санитарная обработка емкости для отходов

 СанПин 2.4.1.3049-13, п.13.18. Пищевые отходы на пищеблоке и в группах собираются в промаркированные ведра или специальную тару с крышками, очистка которых проводится по мере заполнения их не более чем на 2/3 объема. Ежедневно в конце дня ведра или специальная тара независимо от наполнения очищается с помощью шлангов над канализационными трапами, промывается 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивается горячей водой и просушивается.

  С целью наименьшего загрязнения ведра или тары для отходов следует использовать одноразовые полиэтиленовые пакеты, которые следует вкладывать в ведра и накрывать их крышкой. После удаления отходов вместе с полиэтиленовым пакетом, ведро  обрабатывается в соответствии с санитарными требованиями.